«Случаев помощи Богородицы – великое множество»

Bкона Богородицы Боголюбивая Храмы и монастыри

Православное христианство богато святынями. Приобщение к ним дарит верующим особую духовную радость. В Симбирском крае есть святыни, известные и чтимые далеко за его пределами. Одна из них – икона Божией Матери «Боголюбивая» в Богоявленском храме рабочего поселка Старая Майна, память которой отмечается 1 июля. Накануне праздника о святом образе, его истории и явленных через него чудесах нам рассказал настоятель храма, протоиерей Константин Фролов.

– Отец Константин, изначально икона была подарена царским домом храму села Ивановка, расположенному неподалеку от Старой Майны. Но сейчас она находится в Богоявленском храме. Как так случилось?

– История чудотворного образа начинается в XIX веке. По преданию, его заказал Афонским мастерам царский дом. На Святой Горе икона была написана и освящена, а затем подарена царской семьей в каменный храм Ивановки, построенный в 1882 году в честь этого образа. Это село и несколько ближайших поселений  входили в угодья, принадлежавшие царскому дому. Эти земли особо охранялись, старожилы из уст в уста передавали, что там было запрещено охотиться, собирать ягоды и грибы, заготавливать лес. После закрытия храма в середине ХХ века, милостью Божией, богоборцы побоялись уничтожить икону Царицы Небесной.  Ее отправили на хранение в запасники Областного краеведческого музея. В начале 90-х святыню обнаружил отец Алексий Скала. Ее выставили как музейный экспонат, и сразу же потянулась вереница верующих поклониться и приложиться к святыне.

В 1991 году, по просьбе правящего архиерея, епископа Прокла (Хазова), икона была передана епархии и установлена в храме в честь иконы Богоматери «Неопалимая Купина».

По многочисленным просьбам верующих Старомайнского района, владыка принял мудрое решение передать святыню в Богоявленский храм Старой Майны, так как церковь в Ивановке еще не передали епархии и она находилась в аварийном состоянии. 

 30 июня 1992 года крестный ход со святыней прошел по ульяновским улицам до центральной площади, где раньше возвышались величественные соборы Симбирска. При многотысячном стечении верующих владыка Прокл с сонмом духовенства совершил молебен. Затем икону перевезли в Богоявленский храм.

Встреча святыни прошла особенно торжественно. Весь путь от окраины поселения до церкви был устлан цветами, верующие на коленях, со слезами радовались возвращению иконы. Людей было столько, что казалось, весь район приехал почтить вновь обретенную святыню.

– Каким вы помните владыку Прокла?

– Для духовенства он был в прямом смысле отцом. Владыка всегда любил говорить: «Блаженны милостивые, яко тии помилованы будут». Эти слова из Священного Писания он воплощал в жизнь вплоть до самой кончины. После встречи с владыкой на душе оставалось чувство отеческого сопереживания. Его мудрости и любви хватало на всех. Он очень почитал преподобного Серафима Вырицкого и часто повторял его высказывание: «Про нас говорят плохо, а мы будем делать хорошо».

Управляя более четверти века Симбирской епархией, он заслужил уважение и любовь священства и народа, а это дорогого стоит. Он мог быть строгим, но исключительно тогда, когда иначе исправить ситуацию было невозможно. Суровым владыка был только для врагов Церкви.

– Я знаю, что, когда храм в селе Ивановка был восстановлен, его прихожане просили вернуть святыню в родные стены. Почему было принято решение оставить икону в Старой Майне?

– Прихожане обращались к к владыке Проклу с просьбой о передаче иконы ивановскому храму, но архиерей принял решение написать список с чудотворной иконы и именно его передать новому приходу, что и было осуществлено. 

Освящение образа совершил преемник владыки Прокла – епископ Диодор (Исаев). Передавая икону приходу, он обратился к верующим со следующими словами: «Если будете усердно молиться перед этим образом как ваши предки, то и эта икона будет такой же чудотворной, как и первообраз». Причины оставить икону в Богоявленском храме на то время были очень вескими. Во-первых, в целях безопасности: до Ивановки не было хорошей дороги. Старая Майна имеет статус районного центра, у нее развита транспортная связь, что гораздо удобнее для паломников.

– Множество крестиков, цепочек на иконе, подаренных прихожанами – свидетельства чудес, явленных через молитвы святому образу. Случались ли подобные явления Божией благодати лично вам?

– Да, действительно, случаев помощи Богородицы – великое множество. И в благодарность верующие жертвуют кресты, образки и кольца из драгоценных металлов. По благословению епископа Диодора, симбирскими ювелирами из них была изготовлена корона на венец Богородицы.

А память о чуде, явленном в нашей семье, жива до сих пор. В 2000 году мы с матушкой попали в серьезную автоаварию:  сотрудники ДПС сказали, что впервые на их практике при таком происшествии никто не погиб. Я отделался ушибами, а вот матушка получила компрессионный перелом позвоночника. После обследования врачи констатировали: она останется прикованной к постели. Спустя полгода после аварии, на празднование Боголюбивой 1 июля, я вез ее в лежачем положении на заднем сидении. В тот день она причастилась, молилась у святого образа об исцелении. Обратно уже ехала сидя на переднем сидении. Благодаря Богу и по молитвам Богородицы до сегодняшнего дня моя матушка на ногах.

И это лишь один из множества случаев проявления милости Божией через молитву перед этой иконой с давних времен!

 – Есть ли традиции на приходе, связанные с Боголюбивым образом?

– Вот уже 20 лет в воскресный день, перед Божественной литургией, в семь часов утра мы совершаем молебен с акафистом перед чудотворным образом (если накануне не выпадает великий праздник). Акафист поют прихожане нараспев.

Ежегодно на праздник в честь иконы Божией Матери Боголюбивой местные умелицы делают гирлянды из живых цветов на Ее образ и на праздничную аналойную икону.

Паломники стекаются со всей страны. Особенно отрадно, что приезжают поклониться образу и те из наших земляков, которые сейчас живут в других регионах.

До закрытия храма существовала традиция брать на себя подвиг идти к Боголюбивой пешком. По рассказам старожилов, за три дня до праздника в Ивановку шли богомольцы: кто-то на костылях, лежачих везли на телегах.

В начале моего служения на этом приходе три года подряд паломники приходили на праздник пешком из Ульяновска, а в 2002-м одна из паломниц пришла из Костромы.

Репортаж ТК “Союз”

– Как планируете отметить праздник в этом году? Коснулся ли режим ограничений в связи с эпидемией предстоящих планов?

– Если будет угодно Богу, богослужения будут проходить в штатном режиме, по расписанию, которое опубликуем на сайте прихода. Все необходимые меры безопасности, установленные Патриархией и Мелекесской епархией, будут соблюдены. Кстати, перед Боголюбивой издавна молятся и об избавлении от моровых поветрий.

– Как менялся приход за время вашего служения?

– Осенью исполнится 21 год с тех пор, как я несу послушание в Богоявленском храме под покровом Пресвятой Богородицы.

Конечно же, приход меняется: он как живой организм. К сожалению, уже нет с нами тех прихожан, которые смогли через безбожные годы советской власти пронести свет веры в душе: тех, кто рассказывал о жизни храма до революции. Отрадно видеть, как те, кто ходил в храм со своими детьми, сейчас приводят уже внуков. Это вселяет надежду на будущее. Связь поколений не прерывается! Я рад, что дорогой моему сердцу приснопамятный владыка Прокл назначил меня нести послушание у чудотворного образа. Благодаря этому я постоянно являюсь свидетелем того, как Богородица помогает многим болящим и обездоленным.

Сейчас на приходе, по благословению владыки Диодора, проводятся различные культурные и спортивные мероприятия для молодежи. В преддверии праздника хотелось бы поздравить всех верующих с грядущим торжеством! Рады будем соборно помолиться у чудотворного образа. Под покровом Пресвятой Богородицы будьте здравы и Богом хранимы!

Спасибо за интересную беседу, отец Константин!

Беседовала Марина Орлова, 2020

Рейтинг статьи
Православный Симбирск