Великий бас из Симбирского края

Люди и судьбы

Необыкновенный по тембру голос, беспрецедентный для Русской Церкви титул, исполнительский успех, расположение царской семьи и известных деятелей искусства – все это относится к служению великого патриаршего архидиакона Константина Розова.

В этом году исполняется 100 лет со дня его кончины. «1923 год, 17/30 мая. Скончался Костя (Великий Архидиакон К.В. Розов). Мир праху твоему, мой любимый друг» – такие строки оставил в дневнике композитор Павел Григорьевич Чесноков.

Сын священника

Родители К.В. Розова. Иерей Василий и матушка Мария Хрисанфовна.

Константин Розов родился 10 февраля 1874 года в семье священника Василия Розова, служившего в селе Жданово Симбирской губернии. Константин был старшим из шестерых детей.

К.Розов с матерью и братом Николаем.

Получив начальное образование в сельской школе, Константин Розов поступил в Алатырское духовное училище. После его окончания продолжил образование в Симбирской духовной семинарии. Во время обучения в семинарии начал развиваться певческий талант молодого Константина Розова, происходило становление уникального от природы голоса. Большой радостью для семинариста стало участие в Архиерейском хоре Троицкого собора Симбирска.

К.Розов с отцом 1886 г.

В 1895 году Константина Васильевича назначили псаломщиком во Всехсвятскую церковь. В этом же году епископом Симбирским и Сызранским Никандром (Молчановым) он был «определен на диаконскую вакансию к Симбирскому Кафедральному Троицкому Собору, а 13 сентября 1896 года был рукоположен в сан диакона». Также отец Константин преподавал Закон Божий в местном приходском училище. Диаконом он прослужил в Симбирске около двух лет.

Москва – Петербург

В 1898 году кто-то из приезжих москвичей обратил внимание на громкоголосого диакона и пригласил его в Москву. Он служил сначала в кафедральном соборе Христа Спасителя, а затем в Успенском соборе Кремля.

К.Розов с супругой – Любовью Ивановной Розовой.

В 1903 году отец Константин был отмечен императорской семьей: из Кабинета Его Императорского Величества ему были пожалованы золотые часы с золотой цепью. Отцу Константину было предложено написать прошение об определении на открывшуюся вакансию протодиакона при соборе императорского Зимнего дворца. Прошение утвердили.
Однако несмотря на почет и уважение, оказываемые отцу Константину, жизнь в Петербурге пришлась ему не по душе. В 1907 году он обратился с личной просьбой об увольнении и о поступлении на должность протодиакона в Большой Успенский собор Москвы. Будущий священномученик митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) поддержал прошение отца Константина и ходатайствовал о его переводе в Москву.

Всеобщий любимец

А.П. Смирнов, певчий Синодального хора Успенского собора, вспоминал об этой поре: «В незабываемое десятилетие этого века в Москве существовали четыре достопримечательности: Художественный и Большой театры, Третьяковская галерея и Синодальный хор. Трудно было приобрести билеты в эти театры, зато всегда и для всех были доступны Третьяковская галерея и Большой Успенский Собор в Кремле, где пел Синодальный хор и служил необыкновенный протодиакон Константин Васильевич Розов. И если в Москве кумирами образованной публики были Шаляпин и Качалов, то Розов являлся всеобщим любимцем».

Московское духовенство ценило в выдающемся протодиаконе особое благоговение к службе Божией. Отец Константин тщательно прочитывал уставное евангельское чтение до службы, выбирая лучшие смысловые и вокальные акценты.

Объявивший имя Патриарха

После революции был созван Поместный Собор Русской Православной Церкви и восстановлено патриаршество в России. При избрании Патриарха в Храме Христа Спасителя именно Константин Розов провозгласил многолетие, объявляя при этом имя Патриарха Московского и всея Руси Тихона.

Во время Поместного Собора 1917 г. Слева от Патриарха Тихона – архидиакон К.Розов.

19 сентября 1921 года в московском Храме Христа Спасителя отмечалось 25-летие священного служения Церкви отца Константина Розова. В этот торжественный день состоялось его наречение великим архидиаконом – впервые в Русской Православной Церкви. Во время торжества отец Константин обратился к большому числу людей, собравшихся в тот день в храме: «Я – волжанин, и сердечно прошу вас оказать помощь голодающим Поволжья, моей Родине…». Все собранные средства передали государству. Позднее он неоднократно организовывал концерты «в помощь голодающим Поволжья» в разных городах страны.
Послереволюционные годы ознаменованы существенными переменами в государстве и в жизни Православной Церкви. Нужно было выживать в изменившихся условиях. Отец Константин обратился к концертной деятельности, расширив свой репертуар, в котором наряду с духовными песнопениями теперь исполнялись и светские произведения.
Также он выступал на концертах в качестве солиста Московской государственной академической капеллы совместно с артистами Большого театра, не оставляя при этом церковного богослужения.

Последняя просьба

Весна 1923 года стала непростым периодом в жизни отца Константина – дало о себе знать заболевание сердца. Благочестие и дружелюбие, которые были присущи отцу Константину на протяжении всей жизни, не покинули его и в предсмертный час. Лечащий персонал больницы очень трепетно относился к великому архидиакону. Однажды его попросили спеть. Он исполнил просьбу и скончался – в возрасте 49 лет с диагнозом «миокардит».


Исторически ценное сообщение об этих днях, характеризующее жизнь Москвы той поры, представлено в «Воспоминаниях» помощника обер-прокурора Святейшего Синода князя Н.Д. Жевахова, которые были изданы в эмиграции: «Следует отметить рассказы приезжих об имевших большое общественное значение похоронах известного протодиакона Розова. В день похорон его большевиками были приняты значительные меры против скопления народных масс, было приказано закрыть кладбище с 4-х часов, но ничего не помогло. Масса народа… Пришедшими почтить память Розова кладбище было открыто, церковь кладбищенская переполнена».

Объединяющая личность

Память о Константине Васильевиче Розове как о легендарной личности своего времени и выдающемся представителе православной культуры сохраняется и в наши дни. В честь великого патриаршего архидиакона с мая 2008 года в Симбирской епархии ежегодно проходят Розовские чтения. В разные годы форум включал в себя фестивали духовной музыки, научно-познавательные чтения, художественные выставки, круглые столы, экскурсии. Цель Розовских чтений – приобщить жителей города к духовному наследию края и возродить в современном обществе многовековые традиции прошлого.

В фестивалях принимают участие хоровые коллективы различных возрастов и категорий, исполняя богослужебные и духовно-патриотические песнопения.
Научно-познавательные чтения позволяют обсудить темы искусства и Православия, религиозного воспитания, истории Православия на Симбирской земле и многие другие. Перед участниками конференции выступают священнослужители, научные сотрудники, краеведы, преподаватели.
Организаторами мероприятий традиционно являются: Симбирская епархия, министерство искусства и культурной политики Ульяновской области, Ульяновский государственный университет.
Личность отца Константина и по сей день объединяет людей, приобщая к духовной музыке, церковному пению, наследию нашей Родины и возвращая утерянную в XX веке связь времен и поколений.

Мария Башарина

Рейтинг статьи
Православный Симбирск