О Крещенской воде

О крещенской воде Мировоззрение

Близится день, когда в храмах можно увидеть огромное количество людей, которые пришли за святой водой – Крещение Господне.

Церковь уделяет особое внимание освящению воды. Водосвятные молебны совершаются часто: святую воду не только пьют, ее еще используется для окропления жилища и различных предметов. Почему именно воду? И что значит «освятить»?

Вода – это один из древнейших общечеловеческих религиозных символов. Есть он и в христианстве. Библия представляет воду, во-первых, как вещество, способное поддерживать жизнь, во-вторых, нести смерть, и, в-третьих, очищать. В первой главе книги Бытия она символизирует само творение. В рассказах о всемирном потопе и о переходе евреев через Красное море вода выступает как инструмент гнева, суда и смерти. В обряде погружения, который практиковал святой пророк Иоанн Предтеча, она символизирует очищение, покаяние и прощение. Святая вода − это обычная по своему составу и происхождению вода, приобретающая благодатные, освящающие свойства после совершения особого молебна – «водоосвящения».

Существует два чина освящения воды – великое и малое. Первое совершается дважды в год: 18 января, в канун праздника Крещения Господня, и 19 января, в сам день Богоявления. Малое водоосвящение совершается в особо установленные дни – после литургии в пятницу Светлой (Пасхальной) седмицы − на праздник в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», 6 мая − в день памяти великомученика Георгия Победоносца, в среду четвертой седмицы по Пасхе − на праздник Преполовения Пятидесятницы и 14 августа − на праздник Изнесения Честных древ Животворящего Креста Господня. Перед литургией малое водоосвящение совершается в дни престольных праздников храма. Во все эти дни каждый желающий может набрать себе освященной воды. В Уставе нет и не может быть указания на то, чтобы в храмах хранились запасы святой воды и каждый желающий в любое время мог ее набирать. Напротив, такие дни четко им регламентированы. Поэтому всегда существовала традиция собираться в храм на молитву большому количеству верующих в дни торжественного совершения водосвятных молебнов.

О крещенской воде
О крещенской воде

Молебны с освящением воды еженедельно совершаются в храмах в специально установленные дни. Заказные молебны могут быть отслужены в любой день по просьбе верующих. Если святая вода в доме закончилась, можно прийти в храм на молебен. Помолившись вместе со священником, по окончании водосвятного молебна, каждый желающий может набрать святую воду домой, чтобы пить ее с молитвой.

С давних времен святая вода почиталась как великая святыня, к ней относились с особым благоговением, брали домой в небольших количествах и хранили в специальном сосуде рядом с иконами. На емкости со святой водой необходимо сделать надпись или наклеить соответствующую этикетку, чтобы по неосторожности не вылить ее или не использовать в бытовых целях. Нельзя хранить такую воду в холодильнике и рядом с продуктами. Святыню нужно употреблять утром натощак, желательно вместе с просфорой. Выпивается небольшое количество святой воды, но не из общей емкости, а из специально отведенной для этой цели чашечки. При серьезном заболевании или в состоянии напряженной духовной борьбы, уныния, ее можно пить независимо от приема пищи. Используется святая вода и в случае необходимости совершить освящение жилища, вещи: ей окропляются помещения и предметы с чтением специальной молитвы. За исключением Крещенской Иордани и специально оборудованных источников, недопустимо купаться в святой воде. Нельзя добавлять святую воду в пищу и кипятить на ней чай, пить просто для утоления жажды. Животным святыня не дается.

Очень часто экстрасенсы и люди, практикующие занятия магией и оккультизмом (различные колдуны, ведуньи, ворожеи, знахари, «бабки»), требуют от своих «клиентов», чтобы они для проведения «сеанса» принесли из храма святую воду. Обращение к таким людям губительно для души, а святую воду они используют для того, чтобы надругаться над церковной святыней. Чтобы не стать невольными участниками совершаемого кощунства, служащие в храме вправе отказать в получении святой воды человеку, который не желает объяснить, как он будет ее использовать. Именно поэтому в православных храмах также недопустима бесконтрольная раздача святой воды. Священнослужителям необходимо всегда помнить, что Святое Евангелие строго воспрещает давать святыню на попрание.

Помните, что святая вода при неблагоговейном отношении не приносит никакой пользы. Если мы хотим почувствовать присутствие Господа в нашей жизни, ощутить Его помощь и участие в делах, мы должны не только по названию, но и по сути стать христианами.

Быть христианином значит: – исполнять заповеди Божии, любить Бога и ближних; – участвовать в церковных таинствах и совершать домашнюю молитву; – работать над исправлением своей души.

Освящение воды не вызывает ее физических изменений, которое можно экспериментально проверить и доказать. Согласно объективным законам материального мира с водой ничего не происходит: лабораторные анализы не могут обнаружить какого-либо изменения в ней. Христос пришел не для того, чтобы заменить естественную материю сверхъестественной, освященной – Он пришел восстановить ее как способ единения с Богом.

Освящение – это всегда проявление той конечной реальности, ради которой был сотворен мир: реальности грядущего Царства Небесного, которой, благодаря воплощению, смерти, Воскресению и Вознесению Христа, мы имеем возможность уже сейчас приобщиться Святым Духом в Церкви.

Вода освящается для того, чтобы являть собою избавление, чтобы быть тем, чем предназначена быть вся материя: путем к конечной цели – обожению человека, познанию Бога и соединению с Ним.

Пресс-служба Симбирской митрополии

Рейтинг статьи
Православный Симбирск