СПАСТИ СЕБЯ И ТЕХ, КТО РЯДОМ

Пастырские истории

Тот, кому в детстве по Божией воле посчастливилось учиться в воскресной школе, приобрел для себя бесценные знания, которые могут послужить ориентиром на жизненном пути.
Как распорядиться этими знаниями – личное дело каждого. Своими воспоминаниями о воскресной школе и опытом организации приходской школы поделился настоятель храма во имя апостола Андрея Первозванного г. Ульяновска иерей Роман Солодко.

– В воскресную школу меня привели родители, когда мне было пять лет. Мое желание посещать занятия было абсолютно искренним, потому что с самого детства в храме мне было хорошо и уютно, нравилось быть на службах. А первой самостоятельно прочитанной книгой у меня был «Закон Божий».
Воскресная школа находилась на территории Свято-Алексиевского женского монастыря Саратова. На мое отношение к церковному служению оказало большое влияние общение со священниками, служившими тогда в монастыре. Это были почтенные и заслуженные священнослужители, внешний вид которых уже вызывал трепет, – они были особенные. Им пришлось пройти через много испытаний, чтобы служить Богу.

Стараниями священников и наших преподавателей, окончив шестилетнее обучение в воскресной школе в подростковом возрасте, мы остались в Церкви. У каждого ученика на тот момент уже было послушание.

 Важное решение

Я поступил учиться в православную гимназию с целью в будущем стать священником. Во время обучения у меня были сомнения, менялось представление относительно выбора жизненного пути. В итоге решил поступать в светский вуз. Успешно сдав ЕГЭ, я решил заодно подать документы и в семинарию. Однако понял, что считать поступление в семинарию запасным вариантом неправильно и нечестно по отношению к Богу. И подал документы только в Саратовскую православную духовную семинарию. Для себя тогда решил: хочу, чтобы у меня было как в детстве – чисто, искренне. Понятно, что в силу своих грехов я таким быть уже не могу, но хотя бы буду стремиться к этому.

Воскресные школы: опыт организации

Когда меня назначили настоятелем на приход строящегося храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Саратове, первый год после открытия храма было тяжеловато: катастрофически не хватало молодежи. Но как только мы открыли воскресную школу, приход увеличился вдвое! Пришли дети, их родители, бабушки, дедушки – жизнь закипела.
Несмотря на то что в городе много храмов, получилось набрать детей – школу посещало 40 человек, при том что условий для обучения практически не было – занятия проходили на балконе клироса, где обычно пел хор, и в притворе храма. Но был энтузиазм! Нашлись преподаватели, любящие свое дело.

На приходе храма во имя апостола Андрея Первозванного, куда меня назначили настоятелем после перевода в Симбирскую епархию, воскресная школа уже действовала. Однако очевидной была проблема нехватки помещений для занятий с детьми.Уроки проходят на клиросе и в подвальном помещении храма. К сожалению, ни то, ни другое не подходит для того, чтобы достойно обучать детей основам христианской веры. В стесненных обстоятельствах педагоги вынуждены думать не о том, как учить детей, а о том, где их учить. Приходится четко регулировать время проведения таинств в храме, занятий чтецов, спевок хора и уроков в воскресной школе. Это самая большая сложность.


Уроки проходят на клиросе и в подвальном помещении храма. К сожалению, ни то, ни другое не подходит для того, чтобы достойно обучать детей основам христианской веры. В стесненных обстоятельствах педагоги вынуждены думать не о том, как учить детей, а о том, где их учить. Приходится четко регулировать время проведения таинств в храме, занятий чтецов, спевок хора и уроков в воскресной школе. Это самая большая сложность.

Проект здания воскресной школы уже есть, но в нынешнее время осуществить строительство невероятно тяжело. Теплится надежда, что люди откликнутся и помогут в создании воскресной школы для своих детей.

В центре – богослужение

На мой взгляд, детские воскресные школы не должны быть оторваны от Литургии. Занятия обязательно должны проходить при храме, потому что сначала дети должны прийти на богослужение и быть вовлеченными в него: петь, читать, пономарить. Центр христианской жизни – это Божественная литургия, Христос. А дополнительные занятия в виде рукоделия, кружков и прочего – второстепенны.

К примеру, в преддверии православных праздников мы начали организовывать занятия по флористике для детей. Своими руками они изготавливают из растений и цветов украшения к празднику для дома, освящают их на богослужении и уносят с собой. Зимой ребята создавали маленькие вертепы, а на праздник Святой Троицы – красивые плетеные венки. В Неделю ваий, Вербное воскресенье, воспитанники воскресной школы изготавливали украшения из вербы, вайи (финикового дерева) и цветов. Такое Божие благословение и напоминание о празднике хранится у них потом в течение года. Но главное на этих занятиях – рассказать о празднике, его смысле. Это и есть вовлечение в церковную жизнь и традицию, не оторванную от богослужения.

 Привести ко спасению

Главная цель воскресной школы – поучаствовать в деле спасения души ребенка. Конечно, Господь все делает Сам, но Он делает это руками людей. Когда Бог дает шанс что-то изменить в жизни, а человек его не использует, он, конечно, согрешает. Потому что Господь всегда дает нам возможность спастись самим и спасти людей вокруг себя. У всех нас есть грехи и пороки, но при этом мы стараемся как-то изменить свою жизнь.

Мы можем и другим людям ненавязчиво, с добром и любовью попытаться рассказать об этом, наставить их. Проще это сделать, когда человек еще восприимчив ко всему, когда он искренний и чистый – то есть в детстве. А когда человек за пеленой своих грехов уже не видит истины, правды и не может бросить свою пагубную привычку, сделать это практически невозможно.

Поэтому, прежде всего, задача воскресной школы и Церкви – приводить людей к спасению. Воскресная школа – это часть приходской жизни, приход – это Церковь, поэтому общая задача каждого священнослужителя – спастись самому и спасти людей вокруг себя.

Записала Мария Башарина

Рейтинг статьи
Православный Симбирск