Всегда при исполнении

На страницах «Православного Симбирска» в этом году открылась новая рубрика. В ней о своем служении рассказывают священники, которые уже двадцать лет предстоят Божию престолу.

О самом сокровенном, о радостях и невзгодах вспоминают протоиерей Николай Архангельский и протоиерей Анатолий Капранов.

Протоиерей Николай Архангельский,

Мне кажется, что внимание людей привлекает не столько личность священника, сколько сам священнический сан. И здесь не важно, сколько он служит: один год или десять лет. Однако батюшка вовсе не волшебник и не ангел, как думают некоторые люди. Он – служитель Бога. Человек, которому по молитве епископа дается благодать – совершать церковные таинства. Быть учителем. Быть руководителем приходской жизни.

О некоторых вехах моего двадцатилетнего священнического пути я постарался рассказать в небольших заметках.

***

Изначально я даже и не мечтал быть священником. Два моих прадеда предстояли престолу Божию: иерей Андрей Архангельский служил в селе Репьевка Инзенского района, а иерей Иоанн Боголюбов – в Перми.

Я вырос в обычной советской семье: папа работал конструктором на заводе, мама – воспитателем и логопедом в детском саду. Лето я проводил в Инзе. Это крупная железнодорожная узловая станция. Мне очень нравилось наблюдать за паровозами, тепловозами, электровозами.

Средняя школа, железнодорожное училище, 2 года срочной службы, железнодорожный институт. Успел поработать в депо и в поездах. Мне очень нравилась эта работа. Но я сильно тянулся в храм и хотел там быть постоянно. И уже к 3-му курсу института мне стало ясно, что мое место именно там. Я был готов кем угодно работать − хоть продавцом, хоть дворником, лишь бы при храме.

***

Будучи любознательным, я покупал много книг в Москве. И однажды меня попросили несколько передать владыке Проклу. Это было в 1993 году. Тогда и началось мое воцерковление. Я стал ходить на архиерейские службы и очень внимательно слушать проповеди владыки. Дома по памяти заносил их в записную книжку, чтобы потом перечитывать. Это доставляло мне большую радость. Почти четыре года проработал в иконной лавке. Мне очень нравилось находиться среди икон и церковных книг. Я видел, как люди тянутся к Церкви, и старался делать все, чтобы поддержать их в этом стремлении. Владыка Прокл благословил меня обязательно окончить институт и сразу поступать в семинарию. Так я и сделал.

***

В 1999 году владыка рукоположил меня в священный сан, но диаконом я был всего неделю − в одну из деревень нашей области срочно требовался священник. Однако обстоятельства изменились, и владыка оставил меня служить в Неопалимовском соборе, за что я очень ему благодарен. У меня были хорошие учителя: в первую очередь сам Владыка Прокл. Он вразумлял меня и учил со строгостью и любовью. Мудрые священники всегда были рядом и на любые мои вопросы отвечали быстро и грамотно. Постоянно благодарю Бога за такую школу жизни. Владыка доверил мне руководство Отделом религиозного образования и катехизации. Тогда епархиальные отделы только начинали свою работу. Идти первым было трудно.

***

Смысл жизни священника – в служении. Он не может дистанцироваться от своего пастырского послушания. Мы всегда при исполнении! Долг превыше всего. Так нас учил владыка Прокл. Силы дает Господь в Своих Пречистых Таинах, ведь в Литургии и есть самая настоящая жизнь. Полнота жизни, ее глубина и радость − все это становится реальностью и счастьем, когда стоишь перед престолом Живого Бога и Он слышит и отвечает тебе! Быстро летит время, и с каждым днем все стремительнее. Поэтому хочется каждый миг посвящать Господу.

Протоиерей Анатолий Капранов,

Я родился в 1979 году в городе Алатыре Республики Чувашии. Растили меня бабушка и мама. Когда я учился в школе, мы вместе ходили в Крестовоздвиженский храм. Казалось, что там совсем иной мир, непохожий на наш, реальный.

Подростком я алтарничал в Киево-Николаевском женском монастыре, который располагался недалеко от нашего дома. В свободное от учебы время мы с ребятней помогали по мере сил настоятельнице: ломали ненужные стены и перегородки в помещениях, возведённых при советской власти, носили мусор… Родные мне не запрещали, но и всерьёз не думали, что это отчасти предопределит мою судьбу.

Принятое мной решение поступать после школы в духовное учебное заведение было для всех неожиданным. В то время, когда я готовился к поступлению, в Чебоксары с первосвятительским визитом приехал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Алатырские пастыри, отправившись на патриаршие богослужения, взяли меня с собой. Во Введенском кафедральном соборе я воочию впервые увидел величие патриаршей службы. Случилось так, что меня прикрепили к ныне приснопамятному владыке Проклу исполнять обязанности иподиакона. Когда в конце службы я помогал ему разоблачаться, владыка сказал, что Ульяновской епархии катастрофически не хватает духовенства, и, если будет Божья воля, велел мне приехать на рукоположение к нему. В этот же день я узнал, что в Чебоксарах открывают духовное училище и через месяц начнутся вступительные экзамены. Я поступил, отучился, продолжал помогать в Алатыре в женском монастыре и еще по выходным ездил в село Ждамирово восстанавливать храм (Ждамирово – это родина моих предков по отцовской линии: бабушка и дед были родом оттуда). Сейчас восстановленному храму уже двадцать лет. И именно там во время своего архипастырского визита в 1999 году владыка Прокл благословил меня принять священство.

В канун праздника Троицы в Неопалимовском соборе меня рукоположили в сан диакона, а вскоре в Духосошественском храме − во священника. Несложно догадаться, что первым местом моего служения как настоятеля стал восстановленный храм Святой Троицы в Ждамирово, где я прослужил семь лет. Сейчас он остается для меня самым родным местом.

После окончания духовной семинарии владыка Прокл перевёл меня настоятелем в Борисо-Глебский храм Вешкаймы. Там церковь только начинали строить.

Честно признаться, пришлось тяжело. Храм располагался в обычном доме. Не было церковной утвари, богослужебных книг. Выживали, как могли. И вместе с прихожанами мы справились, вынесли все тяготы. Каждый внесенной крупицей оказал неоценимую помощь.

И сейчас, не останавливаясь, мы продолжаем трудиться и созидать. Благодаря помощи Господа и вере людей в нашем благочинии на территории Майнского и Вешкаймского районов появляется все больше Божиих храмов, складываются крепкие приходские общины, люди стремятся быть добрее, милосерднее. Мы рады видеть всех на организуемых нами духовных концертах, патриотических акциях, православных конкурсах и фестивалях!

Большую помощь и поддержку мне оказывает моя семья и духовенство благочиния. Без них один в поле − я не воин.

Записала Ирина КАТКОВА

Рейтинг статьи
Православный Симбирск