Прославлен еще один угодник Божий, подвизавшийся на Симбирской земле

Люди веры

15 июля 2016 года Священный Синод Русской Православной Церкви причислил к лику святых новомучеников Церкви Русской настоятеля Воскресенской церкви с. Павловка Хвалынского уезда Саратовской губернии (ныне р.п. Павловка Павловского района Ульяновской области) иерея Владимира Пиксанова (1872–1918). Память священномученика Владимира Павловского совершается 2 апреля по новому стилю.

10 июля 1872 года в семье священника Тимофея Пиксанова, служившего в Саратовской епархии, родился сын, нареченный во Святом Крещении Владимиром. В 1892 году он окончил курс Саратовской духовной семинарии и 16 июля того же года получил назначение на псаломщическую вакансию в село Алексеевку Хвалынского уезда Саратовской губернии «с обязательством помогать приходскому священнику в собеседованиях с раскольниками». Одновременно он учительствовал в местной школе грамоты.

20 августа 1893 года псаломщик Владимир Пиксанов по собственному прошению был назначен на вакантное священническое место в село Новоспасское Хвалынского уезда Саратовской губернии. 17 октября Владимир Тимофеевич был рукоположен епископом Саратовским и Царицынским Авраамием во иерея. 28 ноября 1899 года отец Владимир был переведен на служение в Воскресенский храм волостного села Павловка (в некоторых документах Павловское) Хвалынского уезда Саратовской губернии, где ему было суждено прослужить до самой своей мученической кончины.

Павловка (ныне — рабочий поселок, райцентр Ульяновской области) была довольно крупным и зажиточным селом, на 1912 год в приходе числилось 4111 человек. Многие состоятельные сельчане были записаны в купечество, вели торговлю различными товарами. В 1827 году тщанием князя Николая Алексеевича Оболенского в селе был построен каменный трехпрестольный храм. Основной престол был освящен в честь Воскресения Христова, приделы — в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Причт храма (священник, диакон и псаломщик) проживал в церковных домах. К храму была приписана часовня во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Она была сооружена в 1884 году на средства церковноприходского попечительства в память Императора Александра II.

С 8 января 1900 года отец Владимир является законоучителем Павловского двухклассного Министерства народного просвещения училища. С открытием в Павловке двухклассной церковной школы он преподавал Закон Божий и в ней. В настоящее время в здании школы расположен молитвенный дом. К апрелю 1913 года отец Владимир состоял также в должности председателя Хвалынского уездного отделения Саратовского епархиального училищного совета. Ученики церковноприходской школы, участвовавшие в церковном хоре, вспоминали о батюшке как о добром человеке, наставнике и учителе. Дети часто видели, что их родители в трудную минуту шли к батюшке за советом или словом участия.

Октябрьский переворот 1917 года принес с собой не только смену власти в стране, но явился началом массированного натиска богоборцев на Церковь Христову. Кровь мучеников окропила многие города и веси России. В марте­апреле 1918 года волна большевицкого разгула докатилась и до самого северного из саратовских уездов. Настоятель Воскресенского храма Павловки стал, вероятно, первым мучеником из числа клириков Саратовской епархии, пострадавших от богоборцев.

По свидетельству очевидцев, убийство отца Владимира произошло так. В Павловку прибыли несколько красногвардейцев, которые были обезоружены местными жителями. Это дало властям повод думать, что в селе организована так называемая белая гвардия. А так как в селе был священник, любимый и уважаемый приходом, то явилось предположение, что и этот священник — отец Владимир Пиксанов — состоит если не во главе, то в числе белой гвардии. Для наказания жителей села за обезоруживание красногвардейцев в Павловку был послан отряд красногвардейцев численностью около 650­ти человек, увеличенный потом подкреплением до восьмисот человек, — и начались репрессии. Вечером 2 апреля (20 марта по старому стилю) в дом отца Владимира явились несколько красногвардейцев, которых отец Владимир напоил и накормил. Поужинав, они объявили священнику, что арестовывают его, и отправили в сопровождении вооруженных людей в 10 часов вечера в здание волостного правления.

Что произошло далее — в подробностях неизвестно; известно только то, что отец Владимир часа в три ночи приведен был домой страшно избитый плетями. Дома страдалец пробыл до утра. Утром к нему явились опять красногвардейцы и повели в волостное правление. Поскольку, по воспоминаниям жителей Павловки, красногвардейцы увели батюшку, не позволив ему даже снять епитрахиль, можно предположить, что последнее утро в своей земной жизни новомученик провел в молитве. Шли так: по бокам священника по одному красногвардейцу и один сзади. По дороге к месту расстрела мучители глумились над батюшкой. Отец Владимир со смирением переносил издевательства. Народ толпой следовал за карателями. Многие из женщин плакали. Прихожане возмущенно кричали, что «деется неположенное». Но это еще больше распаляло новых хозяев жизни. И все же было заметно, что конвоиры торопятся. Видно, боялись народного гнева.

Когда дошли до приходского храма, где­то на селе послышался выстрел. Предполагая, вероятно, что начинается сражение, и не желая далее обременять себя отцом Владимиром, — сопровождавшие здесь же на площади возле храма расстреляли новомученика. Священник успел обернуться лицом к своим убийцам и, осенив себя крестным знамением, произнес: «Господи! Прими мою душу». И епитрахиль обагрилась кровью…

Прихожане и родные хотели забрать тело убиенного священника. После усиленных просьб красногвардейцы бросили его тело в сани и довезли к его дому, где положили в каретнике. Там тело пролежало две ночи. Потом его похоронили, совершив отпевание в доме, так как отпевание в храме разрешено не было. Погребли отца Владимира в церковной ограде.

Воскресенскому храму Павловки было суждено еще полтора десятилетия служить домом молитвы для сельчан. «Батюшку Пиксанова» долго помнили не только коренные жители Павловки, но даже и те, кто переехал в село после 1918 года. В начале 1930­х годов храм был закрыт, в нем находился склад.

В наши дни в бывшем здании церковной школы в Павловке обустроен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Уцелевшая часовня во имя св. Александра Невского отреставрирована и также передана верующим.

Но сам храм, где когда­то Престолу Господню предстоял пастырь­страдалец, продолжает оскверняться и сейчас. Верующие Павловки инициировали сбор подписей жителей села о передаче Воскресенского храма православной общине. Мы просим молитв наших читателей о скорейшем прекращении кощунственной пляски на костях наших предков, а кто­то, быть может, посчитает нужным внести и свою лепту в восстановление поруганной святыни. Настоятель Покровского прихода священник Андрей Филькин и его прихожане молятся обо всех, кто может ускорить возрождение Воскресенского храма.

Рейтинг статьи
Православный Симбирск